6 фактов о картине Федора Васильева «Вид на Волге. Барки» — ochenvkusnyerecepty.ru

Летом 1870 года в маленькой деревеньке на Волге появились четверо приезжих, которые казались почти иностранцами: они изысканно одевались, мылись каждый день и, главное, рисовали. Местные шептались: незнакомцы списывали людей в свои альбомы, чтобы отдать их души Антихристу. И что казалось еще страшнее — приезжие имели связи в Петербурге!

Этими чужаками были трое художников и один музыкант: Федор Васильев, Евгений Макаров, братья Илья и Василий Репины. Результатами поездки стали известнейшие картины: «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Волжские лагуны» и «Вид на Волге. Барки» Федора Васильева. Узнайте, как создавал свое произведение юный Васильев — «гениальный мальчик», как его называли современники.

Федор Васильев. Вид на Волге. Барки. 1870. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Путешествие по Волге

Иван Крамской. Портрет художника Федора Васильева (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Васильев написал пейзаж «Вид на Волге. Барки» после поездки по Волге летом 1870 года. Вместе с Ильей Репиным он выехал из Твери на пароходе компании «Самолет». С ними отправились брат Репина, юный флейтист Василий, и сокурсник по Академии художеств Евгений Макаров. Бесплатный проезд по Волге обеспечили покровители Репина из Академии.

Это путешествие стало известным: после него Илья Репин написал картину «Бурлаки на Волге». Но из автобиографии Репина ясно, что вдохновителем и отчасти организатором этой поездки был Федор Васильев. Художник убедил всех ехать, достал для братьев Репиных 200 рублей. Он был душой компании и во время путешествия. Илья Репин вспоминал о нем: «Мне думается, что такую живую, кипучую натуру, при прекрасном сложении, имел разве Пушкин. Звонкий голос, заразительный смех, чарующее остроумие с тонкой до дерзости насмешкой завоевывали всех своим молодым, веселым интересом к жизни; к этому счастливцу всех тянуло, сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, а люди, появлявшиеся на сцену, сейчас же становились его клавишами, и он мигом вплетал их в свою житейскую комедию и играл ими».

Жизнь в деревне Ширяево

Василий Поленов. Портрет художника Ильи Репина (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васильев, Макаров и братья Репины спустились вниз по течению Волги, побывали в Нижнем Новгороде и Ставрополе-на-Волге (сегодня — Тольятти). Затем они остановились на все лето в селе Ширяево, поселились в доме с окнами на реку, обзавелись нехитрым имуществом и приступили к работе.

Репин описывал жизнь в Ширяево как период безудержного счастья. Они пели, охотились, спорили, читали Гомера, устраивали шуточные бои и собирали «античные» войска из ватаги крестьянских мальчишек. Однажды Васильев вскочил на необъезженного жеребенка и стал выделывать на нем цирковые трюки.

Мы cпeшили зa ним c paзинyтыми oт yдивлeния pтaми и в cтpaxe зa нeгo, a oн, пooщpeнный впeчaтлeниeм нeвидaннoгo нaми зpeлищa, нaчaл вдpyг, coвepшeннo кaк циpкoвoй нaeздник, пpинимaть paзныe пoзы, пepeкидывaть нoги и, нaкoнeц, cидя лицoм к нaм пo-дaмcки, cтaл cъeзжaть нa caмый кpyп, к xвocтy жepeбeнкa, и пocылaть нaм oттyдa вoздyшныe пoцeлyи. Вepoятнo, жepeбeнкa зaщeкoтaли нaкoнeц eгo движeния, oн пpишeл в paж и вдpyг тaк пoдбpocил Вacильeвa к нeбy, coпpoвoждaя cвoe движeниe нeoбыкнoвeннo гpoмким и зычным звyкoм, чтo кaзaлocь, Вacильeв yлeтaeт зa oблaкa. В этo мгнoвeниe oн cтpaшнo пoxoдил нa Дон Кихота, пoдбpoшeннoгo кpылoм мeльницы…
Илья РепинЧитайте также:

    5 картин из коллекции Ярославского художественного музея5 историй любви известных художниковТест: угадайте картину по уничижительному отзыву критика

Конечно, в Ширяево художники много работали. Васильев будто не знал усталости. Однажды после долгого и утомительного путешествия в соседнее село по воде, он всю ночь делал наброски впечатливших его пейзажей. Репин вспоминал: «Пpocыпaюcь oт тяжecти пoлнoгo жeлyдкa; a лaмпa вce гopит, и caм Вacильeв гopит, гopит — вceм cyщecтвoм яpчe нaшeй cкpoмнoй лaмпы… Вoт энepгия! Дa, вoт нacтoящий тaлaнт!»

Остается неясным, делал ли Васильев живописные наброски к «Виду на Волге» в Ширяево. Но карандашных этюдов с причалившими к берегу барками сохранилось множество.

Сейчас в Ширяево организован дом-музей Репина — в том самом доме о трех окнах с видом на Волгу.

«Бурлаки так бурлаки»

Бурлаки были неотъемлемой частью волжского пейзажа того времени. Но художники, которые видели одни и те же картины, изобразили их по-разному. У Репина бурлаки доминировали на полотне, поэтому картина приобрела большую социальную заостренность. Совсем иначе их изобразил Федор Васильев. Его бурлаки не в лямке. Художник написал их во время отдыха, на фоне умиротворяющего пейзажа.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Васильев повлиял и на репинскую концепцию «Бурлаков». В изначальном замысле бурлаки Репина контрастно выделялись на фоне нарядной группы дачников. Эту идею Васильев осудил: «Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке для назидания. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется — сама по себе… Бурлаки так бурлаки!» Репин писал, что более молодой Васильев «с места в карьер взял его под свое покровительство».

«Ненавижу мазню»

Федор Васильев. Автопортрет (фрагмент). 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Тонко выписанные детали были особенностью пейзажей Васильева. Он всегда работал идеально отточенными карандашами и подтрунивал над коллегами, у которых они были тупыми. Его «магический» карандаш стремительно бегал по бумаге и чертил тонко, четко и пластично.

То же самое и с живописью: Васильев писал только тонкими кистями, выводя ими все подробности широкого пространства, огромного неба. Он говорил: «Я всегда работаю маленькими, колонковыми: ими так хорошо лепить и рисовать формочки… А мазать квачами, как заборы, такая гадость, ненавижу мазню».

В жанровых зарисовках о природе Федор Васильев умело обобщал все тонкие детали, объединял их в цельную композицию при помощи колорита. Художник говорил о себе: «У меня до безобразия развивается чувство каждого отдельного тона, чего я страшно иногда пугаюсь. Это и понятно: где я ясно вижу тон, другие ничего могут не увидеть или увидят серое и черное место».

«Живое небо»

Художник Николай Ге называл Федора Васильева мастером, который открыл «живое, мокрое, светлое, движущее небо». Действительно, его небесные своды грандиозны, детально выписаны и на многих картинах, в том числе самых ранних небо стало сюжетным центром.

Васильев изображал небосвод в «переломные» погодные моменты — перед грозой или после дождя. На полотне «Вид на Волгу. Барки» он написал небо одновременно тревожным и гармоничным. Искусствовед Юрий Дюженко отзывался об этой работе: «Левая часть с наползающей грозовой тучей значительно меньше, но так как она более насыщена по цвету, то это уравновешивает обе части неба и вместе с тем вносит в общее решение разнообразие и богатство».

«Барки» вам принадлежать не могут…»

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еще во время волжского путешествия Илья Репин заметил у Васильева «подозрительный кашель»: тогда его обостряли сырые ночи, проведенные на охоте. Спустя год у художника диагностировали туберкулез. Живописец так и остался «гениальным мальчиком»: в 23 года его не стало.

Коллекционер Павел Третьяков покупал картины Федора Васильева при любой возможности и мечтал приобрести «Вид на Волге». После смерти художника в Петербурге устроили выставку его работ, и все картины были раскуплены еще до ее открытия. Третьяков обратился к Ивану Крамскому, который распоряжался делами художника:

Мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; …я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева, хотя, может быть, и находите неудобным отдавать много вещей его в одни руки.

Однако Крамской отказал коллекционеру: «К сожалению, «Барки» принадлежать Вам не могут». Картину выкупили, какое-то время она находилась в частной коллекции. Спустя много лет полотно оказалась в Русском музее, где хранится и сейчас. А Павел Третьяков собрал для своей галереи больше 20 других картин Васильева: «Оттепель», «Возвращение стада», «После грозы», «Мокрый луг» и «В Крымских горах».

Источник: culture.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий