По словам Рогозина, SpaceX использует для своих ракет кислород-керосиновые двигатели. Их можно использовать неоднократно, но после каждого запуска приходится осуществлять очистку. Российская космическая отрасль намерена перейти на метановые двигатели, которые не требуют очистки и переборки. Помимо этого, глава «Роскосмоса» отметил, что огромные траты уходят на тестирования двигателей и возвращаемой ступени на готовность ко второму и последующим запускам.
В России уже начали работать над многоразовыми ракетами, и Рогозин поделился некоторыми подробностями. Проект носит название «Крыло – СВ», это совместная разработка Фонда перспективных исследований и ЦНИИмаш. Российские специалисты намерены проработать возможность горизонтальной посадки ракеты, а не вертикальной, как у SpaceX Falcon. Если такой вариант окажется проще и эффективнее, то он будет применён к ракете среднего класса, которая станет многоразовой и в конечном счёте заменит «Союз-2».
Дмитрий Рогозин считает запуски ракет SpaceX экономически неэффективными, которые могут окупиться лишь при десятикратном использовании возвращаемой ступени. По его словам, истинные затраты SpaceX на пуски ракет никто не знает. В пример он приводит Falcon 9, полезную нагрузку которой существенно снижает топливо, поскольку половина расходуется на возврат ступени. При этом не учитываются расходы на всё остальное: программное обеспечение, различные системы, электронику, оборудование, поддержку и многое другое.
Источник: