Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из огромнейших культурных центров Рф. В него входят 64 экспозиции из Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, а это 10 выставочных залов и 73 монумента архитектуры. В числе их — коллекция традиционной живописи, предметы древнерусского искусства, также нумизматика и археологические находки.
Мы избрали 5 портретов из неизменной экспозиции «Российское искусство XVIII — начала XX века», которые можно разглядеть в приложении дополненной действительности Artefact. Узнайте, сколько вариантов картины «За прошивками» сделал Василий Тропинин, какой новаторский метод употреблял Петр Кончаловский в портрете брата и работа какого западного мастера послужила макетом к парсуне, на которой изображен принц Алексей Петрович.
Петр Кончаловский. Портрет Д.П. Кончаловского
Полотно «Портрет Д.П. Кончаловского» относится к преждевременному периоду творчества художника Петра Кончаловского. Он написал его в 1909 году еще до открытия первой выставки авангардистов «Бубновый валет». На картине Кончаловский изобразил собственного младшего брата Дмитрия.
Дмитрий Кончаловский — выпускник историко-филологического факультета Столичного института. Он стажировался в Берлине, а позже преподавал историю в альма-матер и на Столичных высших дамских курсах. Во время Первой мировой войны Кончаловский-младший участвовал в боевых действиях. Опосля революции он переводил работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, также вел уроки германского языка и латыни в почти всех университетах Центральной Рф. Намедни Величавой Российскей войны Дмитрий Кончаловский эмигрировал в Германию, а в конце 1940-х годов перебрался в Париж к сестре.
При работе над портретом брата Петр Кончаловский обращался к приемам, по которым позднее отличали живопись авангарда. Живописец употреблял ненатуральные цвета, также нарочно изображал различные части тела большими либо диспропорционально малеханькими.
Владимир Маковский. Портрет академика И.И. Янжула
Необычное решение для портрета избрал и живописец Владимир Маковский. Он изобразил на картине академика Ивана Янжула во время чтения. Нередко людей такового статуса на рубеже XIX–XX веков писали в парадных костюмчиках и в официальной обстановке. Но доктор, можно сказать, не позировал художнику: он был одет в обыденную одежку, читал свою книжку в возлюбленном кресле и даже не направлял внимания на то, что пишут его портрет. Маковский специально сохранил естественную для ученого обстановку, чтоб показать его таковым, каким он был в жизни.
Иван Янжул происходил из малороссийского дворянского рода. Он рано лишился родителей и во время учебы в институте ему пришлось хлопотать о сестрах. Янжул стремительно достигнул фурроров в науке: его экономические труды до сего времени животрепещущи. Поначалу он читал лекции в Столичном институте, но, когда его удостоили звания академика Петербургской Академии, отправился в Санкт-Петербург.
В столице Иван Янжул и познакомился с Владимиром Маковским. Живописец в это время работал ректором Академии художеств. У их были схожие убеждения, и они стремительно отыскали общий язык.
Читайте также:
- Тест: угадайте художника по осеннему пейзажуРусские кросотки: купчихи и сударыни на картинахЗарубежное искусство в Радищевском музее
Василий Тропинин. «За прошивками»
Живописец Василий Тропинин сделал портрет «За прошивками» в 1830 году. На нем изображена юная дама, которая на мгновение отвлеклась от рукоделия. У работы существует еще два варианта, они находятся в музее Новгорода и Ханты-Мансийска. На всех 3-х картинах вышивальщица одета в различные наряды. На портрете из экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника она позирует в ординарном платьице.
В том же 1830 году Тропинин показал портрет публике. На счету художника уже были две работы на родственную тему: «Кружевница», которая сейчас хранится в Музее В.А. Тропинина, и «Золотошвейка» — ее можно узреть в Государственной галерее Республики Коми. В картине «За прошивками» зрители и критики отметили, что снутри портрета находится и самостоятельный натюрморт, так умело Василий Тропинин прописал предметы для вышивания. Но он также буквально изобразил и другие детали: сияние платьица, нити на красноватом платке, булавки и наперстки. Для заслуги переливчатых цветов мастер употреблял плотную фактуру яркого слоя и лессировки — техники нанесения полупрозрачных красок на главный цвет.
Неведомый живописец. Портрет принца Алексея Петровича
Портрет принца Алексея Петровича сделал неведомый живописец первой половины XVIII века. Еще до Октябрьской революции полотно привез негоциант Русаков из Сибири и передал его музею Владимирской ученой архивной комиссии.
Портрет относится к парсунному виду, другими словами произведение написано в переходном периоде от иконописи к светской портретной живописи. Исследователи узрели в данной нам работе сходство с картиной германского придворного художника Иоганна Готфрида Таннауэра, который написал портрет Алексея Петровича в 1710-х годах.
Наследник престола родился в первом браке Петра I с Евдокией Лопухиной. Он обучался в Дрездене, много ездил по Европе. По настоянию отца женился на германской принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая родила ему двоих малышей. Но скоро меж Алексеем Петровичем и царем появилось непонимание. В 1716 году принц потаенно эмигрировал в Вену, но скоро Петр I востребовал, чтоб отпрыск возвратился в Россию. На родине наследника взяли под стражу и обвинили в гос измене, она каралась смертной казнью. В 1718 году принц погиб в Петропавловской крепости.
Евгений Соколов. «Танцовщица»
В 1907 году театральный живописец Евгений Соколов написал портрет танцовщицы. На холсте он запечатлел развеселую танцовщицу, которая позировала ему перед выступлением. Соколов работал в технике a la prima, что в переводе значит «в один присест». Всего один сеанс пригодился создателю — он даже не ожидал, пока высохнет краска. Живописец преднамеренно наносил большие мазки друг на друга, чтоб достигнуть размера и декоративности полотна. Современные спецы до сего времени не знают, как картина попала в музей. На обороте холста осталась только подпись: «Евген. Соколовъ 1907 год».
Евгений Соколов начинал как живописец декораций и эскизов костюмов для театра. Позднее он присоединился к участникам кружка столичного мецената Владимира Шмаровина. С течением времени Соколов показал себя как броский иллюстратор: его картинки публиковали сатирические журнальчики «Будильник» и «Волынка». Иллюстрации к притче «Конек-горбунок» Петра Ершова стали одной из самых узнаваемых работ Соколова. Незадолго до погибели он обновил цикл рисунков, но его так и не выпустили, сейчас 42 листа можно узреть в Муниципальном литературном музее.
Создатель: Ира Малахова
Источник: