Главное здание Дома творчества возвели в центре подмосковного поселка Переделкино — здесь жили и работали Борис Пастернак и Корней Чуковский, Арсений Тарковский и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина. А в клубе-пристройке любил играть в бильярд Владимир Высоцкий. Читайте об истории знаменитого сооружения и самого поселка в нашем материале.
«Пусть они попробуют написать книги»: зарождение городка писателей Переделкино
Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине, Москва. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»Экспонаты в Доме-музее Корнея Чуковского в Переделкине, Москва. Фотография: Сергей Лаврентьев / фотобанк «Лори»Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине, Москва. Фотография: Юрий Пирогов / фотобанк «Лори»
Поселение Передельцы образовалось примерно в XVII веке недалеко от реки Сетунь. Оно входило в состав поместья Леонтьевых. Именно тогда в писцовых книгах появились первые сведения об этих местах.
По одной из легенд, название Переделкино возникло благодаря речной верфи, на которой ремонтировали — то есть «переделывали» — суда. Существует и версия, что сюда ссылал на перевоспитание своих провинившихся подданных царь Иван Грозный. Возможно, название местности дала река Переделка ― левый приток Сетуни.
В середине XVIII века в письменных источниках впервые упоминается деревня Передельцы. В то время ее объединили с усадьбой Измалково и деревней с таким же названием. Вместе они были вотчиной семьи Долгоруких.
В первой трети XIX века в Измалково поселились представители старинного дворянского рода Самариных. Статский советник Федор Самарин, согласно купчей бумаге, приобрел обе деревни вместе «с господским в селе Измалкове домом, со службами, со всею мебелью, садом, оранжереями, плодовитыми деревьями и цветами, и крестьянским всякого рода строением и их имуществом…» Здесь вырос его сын Юрий Самарин ― автор проекта закона об отмене крепостного права.
Последней владелицей Измалково была Варвара Самарина, в замужестве Комаровская. После революции 1917 года Комаровские жили в усадьбе вместе с семьями Истоминых и Осоргиных. По разрешению советских властей они находились там на правах «трудовых землепользователей». Несколько лет спустя эти семьи выселили. Осоргины переселились на дачу в соседнем поселке Лукино, Самарины и Истомины переехали в Сергиев Посад. Рядом с Лукином находилась железнодорожная станция, которая в советское время получила название Переделкино.
В начале 1930-х писатель Максим Горький сообщил журналисту Константину Федину: «…в Москву еду с проектом: отобрать человек 20–25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени…» С похожей идеей — дачного кооперативного товарищества — выступила и группа писателей во главе с прозаиком Борисом Пильняком.
Руководство страны одобрило инициативу. Иосиф Сталин решил, что нужно создать дома для писателей, «где бы они могли жить вместе с семьями, друг другу не мешая, и интенсивно творить». Летом 1933 года вышло постановление «О строительстве «Городка писателей».
«Комнаты похожи на пеналы»: строительство Дома творчества Переделкино
Экспонаты в Доме-музее Корнея Чуковского в Переделкине, Москва. Фотография: Bala-Kate / фотобанк «Лори»Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине, Москва. Фотография: Юрий Пирогов / фотобанк «Лори»Экспонаты в Доме-музее Корнея Чуковского в Переделкине, Москва. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Для будущей литературной деревни вырубили лес и освободили участок в 25 гектаров между деревней Измалково и селом Лукином. Строительные работы начались в 1934 году. Проект типовых дачных домов подготовил немецкий архитектор Эрнст Май. К следующему году возвели 30 зданий, в которые переехали первые жильцы.
Юридически дачами владел Литфонд, он же и закреплял их за писателями пожизненно. После смерти жильца место следовало освободить для следующего. В числе первых дачи дали Исааку Бабелю, Илье Эренбургу, Борису Пастернаку, Илье Ильфу, Евгению Петрову, Корнею Чуковскому.
Дачи строились на широкую ногу, по пять-шесть комнат, и все они стояли в сосновом бору. Мне не нравился наш участок ― он был сырой и темный из-за леса, и в нем нельзя было посадить даже цветов.
Из книги «Воспоминания. Письма» Зинаиды Пастернак, жены Бориса Пастернака
После Великой Отечественной войны поселок разросся, пополнился новыми дачами и жителями. Бывшая дача революционера Льва Каменева стала Домом творчества писателей в Переделкине. А в 1955 году начали возводить новый Дом творчества. Двухэтажное здание в центре писательского городка построили всего за год. Сооружение в стиле сталинского ампира имело шесть колонн, было украшено лепниной и барельефом. Во флигелях разместилось несколько дач.
Читайте также:
- История одного здания: дом на Большой СадовойИстория одного здания: комплекс домов страхового общества «Россия»История одного здания: усадьба Замятина — Третьякова в Москве
В Доме творчества было 40 узких номеров с общими душевыми и уборными на этажах. Как вспоминала поэтесса Инна Лиснянская, «одноместные комнаты похожи на пеналы… в пенале помещались письменный стол перед окном, полутораспальная кровать, тумбочка, платяной шкаф, кресло для отдыха ― большое, плюшевое, по-домашнему уютное, и два стула». Поэт Арсений Тарковский предпочитал жить на втором этаже Дома творчества и, когда приезжал туда, часто говорил, что возвращается в «родные пеналы».
В 1966 году начали возводить пристройку к Дому творчества. Проект подготовили под руководством архитектора Якова Гузмана. Строительство завершилось три года спустя. Большая часть двухэтажной конструкции была стеклянной. Коридор вел к холлу, столовой и лестнице. На втором этаже находились кинозал, бильярдная, библиотека и бар.
«Так вышло, что живу я в Переделкино»: писатели из литгородка
Музей-галерея Е.А. Евтушенко в Переделкине, Москва. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАССМузей-галерея Е.А. Евтушенко в Переделкине, Москва. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАССМузей-галерея Е.А. Евтушенко в Переделкине, Москва. Фотография: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Борис Пастернак в Переделкине писал стихи и роман «Доктор Живаго». Здесь же он узнал о том, что стал нобелевским лауреатом. А Корнею Чуковскому пришло известие, что его избрали доктором литературы Оксфордского университета. Погостить к нему приезжал писатель Александр Солженицын, он говорил: «Корней Иванович открыл мне свой дом в самые тяжелые дни, когда мой криминальный архив был захвачен КГБ и очень реальна была возможность ареста. Вне его дома меня можно было смахнуть как муху. А вот здесь ― не возьмешь».
С 1960-х годов в самом Доме творчества или в городке писателей жили и работали Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина.
Так вышло, что живу я в Переделкино.
Когда пишу, в окне перед собой
я вижу в черно-белых прядях дерева
сосулек гребень темно-голубой…
И можно ли с усталостью мириться мне,
когда, старейший юноша в стране,
на мотоцикле вежливой милиции
Чуковский в гости жалует ко мне?..
Из стихотворения Евгения Евтушенко «Переделкино»
В литпоселке писатели Аркадий и Георгий Вайнеры вместе с режиссером Станиславом Говорухиным разрабатывали сценарий картины «Место встречи изменить нельзя». А Владимир Высоцкий, который затем сыграл в фильме главную роль, приезжал сюда обсудить сюжет и поиграть в бильярд в стеклянной пристройке к Дому творчества. Около одной из дач Литфонда Андрей Тарковский снимал эпизод фильма «Зеркало».
В 1985 году в Переделкине побывал культовый американский музыкант Боб Дилан. Он гостил на даче поэта Андрея Вознесенского.
Со временем несколько домов превратились в музеи. На кладбище около платформы Переделкино похоронили Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. С 1988 года городок писателей официально стал историко-культурным заповедником.
После распада Советского Союза закрылся и Литературный фонд, который поддерживал Дом творчества материально. Здание пришло в запустение. В 1990-х там была сначала гостиница, затем ресторан, в котором проводили свадьбы и банкеты. Потом корпус окончательно закрыли, и он постепенно обветшал.
«Дом творчества Переделкино возвращает свое историческое предназначение»
Поэт Евгений Евтушенко. 1966 год. Фотография: Владимир Савостьянов / ТАССПоэтесса Белла Ахмадулина. 1963 год. Фотография: Савостьянов Владимир / ТАССПоэт Булат Окуджава. 1963 год. Фотография: Савостьянов Владимир / ТАССБорис Пастернак. Фотография: Александр Лесс / ТАСС
Летом 2020 года благодаря некоммерческой организации «Дом творчества писателей в Переделкино» отреставрировали стеклянный корпус-клуб. Восстановили помещения и мебель внутри клуба, вернули на место легендарный бильярдный стол, на котором играл Высоцкий, очистили колонны и фасады. Теперь там работают читальный зал, информационное и выставочное пространства.
Посетителям Дома творчества предлагают послушать в аудиозаписи, как писатели читали собственные произведения. В библиотеке находятся книги из серии «Литературные памятники», тома об истории театра и издания с автографами авторов, которые жили в Переделкине. Здесь проводят экскурсии по трем направлениям: «Тропою Пастернака» — маршрут по местам, связанным с биографией писателя, «По главному проспекту Переделкина» об истории поселка и «Таинственная страсть» о поэтах-шестидесятниках, которые жили здесь.
Еще реставраторы отремонтировали корпус гостиницы Дома творчества и постепенно восстанавливают усадьбу Самариных.
Дом творчества Переделкино, Москва. Фотография: pro-peredelkino.orgДом творчества Переделкино возвращает свое историческое предназначение: начинает поддерживать исследования культуры и литературы, открывает возможности для авторов и художников, способствует развитию диалога и нового синтеза искусств и становится лабораторией создания новых проектов.
Информация с официального сайта Переделкина
С весны 2021 года Дом творчества стал мультидисциплинарной резиденцией. Писатели, переводчики, авторы творческих проектов, поэты и музыканты, чьи заявки одобрит специальная рабочая группа, смогут определенное время жить и работать в Переделкине.
Автор: Инна Докучаева
Источник: