В Центре фотографии им. братьев Люмьер до 31 октября работает ретроспективная выставка архитектурного фотографа Наума Грановского. Проект объединяет фотографии Москвы, созданные «главным архитектурным фотографом СССР» в разные периоды: в 1920-х годах, в сталинский период и в эпоху советского модернизма. К открытию экспозиции Центр фотографии и фонд Still Art также выпустили монографию «Наум Грановский. 1920–1980», куда вошли 250 работ фотографа. Читайте отрывки из новой книги в нашем материале и начинайте знакомиться с творчеством Наума Грановского прямо сейчас.
Наум Грановский. Вид на высотное здание гостиницы «Украина». Теплоход на Москве-реке. 1960-е. МоскваНаум Грановский. Голуби на Красной площади. К Ленину. 1950-е. МоскваНаум Грановский. НИИ «Гидропроект». 1968. МоскваНаум Грановский был московским фотографом. Не потому, что он жил и работал в Москве, и даже не потому, что он много ее снимал — в конце концов, Москва довольно большой город и ее снимали многие. Грановский выбрал Москву в качестве главного — нет, не объекта, но сюжета своих фотографий, он смотрел на нее как на живого человека, отмечая все те изменения, что с ней происходили, он бесконечно любовался ею, он стал одним из тех, кто рассказал историю XX века, во многом определив наше отношение к этой истории.
Елизавета Лихачева, Государственный музей архитектуры им. А.В. ЩусеваЗа 20 лет работы с фотографическим наследием мне не встречались больше такие объемы систематизированного, с любовью разложенного архива, как у семьи Грановских. Сегодня мы работаем с 35 тысячами негативов, создававшихся автором в течение 60 лет. И я уверена, что эта работа еще не закончена.
Наталья Григорьева-Литвинская, Галерея им. братьев ЛюмьерНаум Грановский. Вид на Большой Каменный мост. Конец 1930-х. МоскваНаум Грановский. Улица Горького до реконструкции. 1938. Москва Наум Грановский. Музей-панорама «Бородинская битва». 1960-еСпецифика архитектурной фотографии в том, что фотограф не придумывает новых зданий, он лишен возможности создавать впечатляющие архитектурные фантазии; он просто фиксирует при помощи фотоаппарата то, что видит, и в этой фиксации неожиданно проявляется то, что обычно ускользает от взгляда.
Елизавета Лихачева, Государственный музей архитектуры им. А.В. ЩусеваНаум Грановский. Химки-Ховрино. 1960-е. Москва Наум Грановский. Сквер на Болотной площади. 1940-е. МоскваНаум Грановский. Цирк на проспекте Вернадского. 1970-е МоскваОсобенность работ Наума Грановского в том, что он не ограничивается стандартными видами Москвы, он не создает открыточные виды для путеводителей. Для него этот город, его архитектура, люди, машины — всё это инструмент, при помощи которого он отмечает неуловимый бег времени, он рассказывает историю и делает ее максимально человеческой. Проще говоря, Грановский гуманизирует город, показывая его как среду обитания человека.
Елизавета Лихачева, Государственный музей архитектуры им. А.В. ЩусеваНаум Грановский. Вид на гостиницу «Космос» и монумент «Покорителям космоса». 1979. МоскваНаум Грановский. Красная площадь. Исторический проезд. 1958. МоскваНаум Грановский. Спортивный комплекс «Олимпийский». 1980. МоскваСегодня, смотря на его фотографии, мы получаем не просто уникальную возможность проследить историю развития советской архитектуры и Москвы, но мы можем попытаться сформулировать свое отношение к советскому периоду нашей истории, дошедшей до нас через призму его восприятия. Наум Грановский сохранил для нас Москву XX века и тем самым сделал нам бесценный подарок.
Елизавета Лихачева, Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
В материале использованы фрагменты и иллюстрации из монографии «Наум Грановский. 1920–1980»
Фотографии предоставлены пресс-службой Галереи им. братьев Люмьер
Источник: