Калужский музей изобразительных искусств открылся в 1918 году. Сначала экспозиция находилась в доме местного врача Никанора Васильева — именно его коллекция в основе экспозиции. С 1969 года музей располагается в здании городской усадьбы Билибиных-Чистоклетовых. До сегодняшнего дня сохранилась живопись, графика, скульптура, а также фарфор из собрания Васильева.
Портал «Культура.РФ» выбрал пять картин европейских художников из собрания музея, которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, какой эскиз Питера Рубенса американские исследователи приняли за копию, сколько набросков делал Антуан Ватто для своих картин и какой библейский сюжет зашифрован в работе итальянского художника Якопо Бассано.
«Возвращение из Египта. Эскиз» Питера Рубенса
Полотно «Возвращение из Египта» создал фламандский живописец Питер Пауль Рубенс — один из основоположников стиля барокко, автор произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Картина существует в двух вариантах: один находится в Англии, второй — в США. По каталогу американского художественного музея Уодсворт Атенеум удалось найти наброски и эскизы, которые относятся к этой картине. Один из них можно увидеть в Пушкинском музее в Москве. Тот, который сейчас хранится в Калужском музее изобразительных искусств, раньше принадлежал частному собранию князей Горчаковых.
Эскиз к картине «Возвращение из Египта» датируется 1614 годом. В основе сюжета лежит евангельская тема о возвращении Марии с младенцем Иисусом и супругом Иосифом из Египта. Этот эпизод был очень популярен в XVII веке: его часто исполняли на гравюрах, которые показывали в художественных школах. Именно поэтому американские исследователи сначала приняли калужский эскиз за копию, сделанную по одной из таких гравюр. Но позже подтвердили, что он написан жидкими красками в том стиле, в котором работал Рубенс.
«Декоративные мотивы. Лист набросков» Антуана Ватто
Лист набросков с декоративными мотивами сделан в конце XVII — начале XVIII века. Он принадлежит французскому живописцу и графику XVIII столетия, одному из основоположников стиля рококо Антуану Ватто. В основном наброски выполнены черной тушью, а в правой части художник сангиной зарисовал мужскую полуфигуру. В коллекцию Калужского музея изобразительных искусств лист попал в 1919 году из собрания князей Горчаковых в имении Барятино Калужской губернии.
Антуан Ватто всегда делал много набросков к своим картинам. Для каждого персонажа произведения он создавал по несколько ракурсов и зарисовок отдельных частей тела, чтобы лишь один из них потом вошел в композицию. Также Ватто разрабатывал разные орнаменты, популярные в декоративном оформлении в XVIII веке. Он часто писал в жанре арабесок — сложного восточного средневекового орнамента, который состоял из геометрических и растительных элементов. Их использовали для росписей стен и потолков, музыкальных инструментов, мебели, карет и вееров.
Читайте также:
- Сокровища кочевников Евразии в коллекции Азовского музея-заповедникаФрески разрушенных храмов: 7 экспонатов Музея имени Андрея РублеваИстория исламской культуры в 5 музейных экспонатах
«Апостол Андрей» Джованни Ланфранко
Рисунок «Апостол Андрей» из коллекции Калужского музея изобразительных искусств тоже поступил в 1919 году из имения Барятино. В XVII веке его создал итальянский художник, яркий представитель фресковой живописи и стиля барокко Джованни Ланфранко. Он также известен как автор алтарных изображений. Самые известные из них сохранились на куполе «Вознесение Марии» и мозаике в соборе Святого Петра в Риме, а также церкви Джезу Нуово в Неаполе, где Ланфранко создал серию фресок «Двенадцать апостолов».
Рисунок «Апостол Андрей» относят к одному из подготовительных эскизов для росписи на стене Картезианского монастыря Святого Мартина в Неаполе. На нем Ланфранко изобразил ученика Иисуса Христа — апостола Андрея Первозванного. В руках он держит большой крест, на котором был распят. С давних времен святого Андрея почитали как покровителя мореходов. В правление императора Петра I появился Андреевский флаг — символ русского военно-морского флота, в основе которого лежит Андреевский крест.
«Христос в доме Марфы и Марии» Якопо Бассано
Рисунок «Христос в доме Марфы и Марии» датируется ХVI веком. Его создал итальянский художник венецианской школы эпохи Позднего Возрождения Якопо Бассано. Для своего времени он довольно точно воспроизводил реальность и первым среди итальянских мастеров обратился к сельской тематике. Картины на эту тему и принесли ему популярность.
Карандашный рисунок Якопо Бассано, который попал в Калужский музей изобразительных искусств из имения Барятино, интерпретирует картину голландского художника Яна Вермеера в зеркальном отображении. Евангельский сюжет о визите Иисуса с учениками в дом Лазаря, где их встретили его сестры Марфа и Мария, Бассано трактовал как сцену из повседневной жизни. Для этого он нарисовал кухарок, корзины, посуду, домашних животных, а также стол, на котором можно увидеть главные символы христианства: хлеб, чашу с вином и виноград.
«Апостол Петр» Джачинто Бранди
Произведения итальянского художника Джачинто Бранди редко можно встретить в российских музеях. Его работу «Апостол Петр» передали в Калужский музей изобразительных искусств из усадьбы Степановское-Павлищево Мещовского уезда (сегодня Юхновский район Калужской области).
Джачинто Бранди был одним из ярких представителей римской школы, а также направления в итальянском барокко XVII века — караваджизма. В основном он создавал произведения на религиозные и мифологические сюжеты. Алтарные образа, росписи и фрески Бранди можно увидеть в храмах Лацио и церкви Сан-Карло-аль-Корсо в Риме.
В работе над «Апостолом Петром» Джачинто Бранди использовал один из популярных в католическом искусстве эпизодов из Нового Завета. Он изобразил Петра, который отрекся от Иисуса Христа. Это произошло после ареста Учителя, поэтому апостол боялся, что его тоже возьмут под стражу. Однако вскоре он услышал пение петуха и горько раскаялся.
Автор: Ирина Малахова
Источник: