Осенний плейлист — ochenvkusnyerecepty.ru

Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.

Петр Чайковский. «Времена года. Осень»

Василий Поленов. Золотая осень (фрагмент). 1983. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область

Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».

Слушайте «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» — Михаил Плетнёв на Яндекс.Музыке

Александр Глазунов. «Времена года: Осень»

Станислав Жуковский. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода) (фрагмент). 1912. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».

Александр Глазунов. «Времена года. Осень»

Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»

Алексей Степанов. Осень (фрагмент). 1900. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.

Слушайте Кащей Бессмертный, картина 1: Сцена Царевны и Кащея «Дни без просвета» — Наталья Рождественская, Павел Понтрягин, Самуил Самосуд, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения на «Яндекс.Музыке»

Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»

Архип Куинджи. Осень (фрагмент). 1890–1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.

Слушайте Десять пьес из «Золушки», соч. 97: No. 3, Фея осени — Святослав Рихтер на «Яндекс.Музыке»

На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года

Читайте также:

    Что слушать в осеннюю хандруВесенний плейлистЧто слушать, когда влюблен

Дмитрий Шостакович. «Октябрь»

Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде (фрагмент). 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.

Слушайте Symphonic Poem in C Minor, Op. 131 «October» — Norrköping Symphony Orchestra на «Яндекс.Музыке»

Георгий Свиридов. «Весна и осень»

О. Черных. Болдинская осень (фрагмент). 1998. Многофункциональный социокультурный комплекс, Стрежевой, Томская область

Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.

Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»

Осенние мотивы Григория Пономаренко

Исаак Бродский. Осень (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.

«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год

«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год

Исаак Шварц. «Дождик осенний»

Евгений Столица. Осень (фрагмент). 1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза

Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.

«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова

Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»

Станислав Жуковский. Осень. Веранда (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.

Автор: Татьяна Григорьева

Источник: culture.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий