Нынешнее, довольно оригинальное, название театра — далеко не первое в его долгой истории. Он начал свою жизнь в 1927 году как ТРАМ — Театр рабочей молодежи. Как это повсеместно тогда случалось в молодой советской стране, пролетарии осваивали подмостки, не переставая работать на предприятиях.
Первой постановкой пермского ТРАМа стал «Броненосец Потемкин» по драматической поэме Георгия Шенгели. Репертуар, естественно, и дальше оставался революционным: «Шлак», «Ярость», «Ржавчина», «Рельсы гудят», «Вредный элемент» — таковы названия спектаклей ТРАМа начальной поры. Тогда коллектив пермского театра выдавал по 25–30 премьер в сезон — притом что для большинства исполнителей сцена не была единственным местом применения сил. «ТРАМ был театром-трибуной, театром-пропагандистом, театром — участником социалистического соревнования, — пишут нынешние историки пермского коллектива. — Сжатые кулаки, напряженные мышцы, тяжелая походка, экзальтированные выкрики в зал — «взволнованные докладчики» (так называли «звезд» ТРАМа) пытались как сквозь строй «протащить» театр сквозь революцию. Но получилось наоборот: театр изменил самих трамовцев: театр «пророс» сквозь них, началось обучение сценическому искусству».
30-е и 40-е для театра (с 1940-го по 1957-й он носил название Молотовский театр драмы, так как Пермь была переименована в Молотов) — период не столь бурных эстетических поисков, но, скорее, становления как профессионального сценического коллектива. До войны театр много гастролировал по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. В 1948-м труппа получила в Перми свой первый дом — реконструированный особняк, который принадлежал когда-то вдове пароходчика Любимова. В это же время в труппу пришла Лидия Мосолова — в течение последующих десятилетий актриса будет ведущей исполнительницей театра и востребованным педагогом будущих актеров. В разные годы Мосолова сыграла на пермской сцене Ирину в «Трех сестрах», Гертруду в «Гамлете», Анну Каренину, Вассу Железнову. С 1955 по 1959 год в Пермском театре начинал свой творческий путь актер Марк Захаров — и, кстати, первые свои режиссерские пробы осуществил будущий знаменитый мастер в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета. В эти же годы в студии при театре учится Георгий Бурков, потом какое-то время играет на родной сцене. Палитра актерских индивидуальностей особенно широка в тот период жизни пермского театра: Галина Добровольская и Петр Вельяминов блистают в хите 60-х — «Варшавской мелодии», Вячеслав Расцветаев — в «Царе Федоре Иоанновиче», Владимир Дроздов виртуозно играет Жадова в «Доходном месте».
В 1967-м главным режиссером театра становится Иван Бобылев — его художественное руководство продлится до 2004-го. Сам он поставит за эти годы более 50 спектаклей, но примерно столько же постановок осуществят приглашенные им «варяги». Некоторые спектакли Бобылева — настоящие долгожители. Больше десяти лет шел на пермской сцене его «Продавец дождя» по пьесе Ричарда Нэша, почти 15 лет продержалась инсценировка повести Валентина Распутина «Последний срок».
В 1981 году театр переезжает из бывшего особняка пароходчицы Любимовой в новое, специально построенное здание, где располагается и сегодня. Это гигантское сооружение в центре прогулочной зоны, оснащенное двумя залами, просторными, многофункциональными фойе. Знаковые постановки 90-х — «Трехгрошовая опера» по Брехту, первое в нашей стране обращение к пьесе Луиджи Пиранделло «Как прежде, но лучше, чем прежде», или к «Адской машине» Кокто — все эти спектакли поставил худрук театра Иван Бобылев.
В 2004-м к руководству Пермским академическим театром драмы приходит режиссер Борис Мильграм. В Пермь его «призвали» из Москвы, где он был востребованным постановщиком в Театре им. Моссовета, но тем не менее, можно сказать, что в уральский город он вернулся — здесь в юности учился в Политехническом институте, занимался наукой. Сюда в 1987 году вернулся, окончив ГИТИС, чтобы организовать новый молодежный театр. И вот — новое возвращение. В 2007-м театр переименован в Театр-Театр. Ремонтируется здание, кардинально обновляется репертуар. Наряду с классикой в нем находится место новой драме: так, сам Мильграм ставит в эти годы «Варваров» Горького, «Чайку» Чехова и «Изображая жертву» братьев Пресняковых. Театр-Театр становится одной из несущих «спиц» в «колесе» так называемой «пермской культурной революции», предоставляя свою площадку, силы своей команды для проведения разнообразных фестивалей. С 2008-го тут проходит Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры», с 2009-го театр становится пермским «форпостом» известных фестивалей «Новая драма» и «Территория». Малая сцена Театра-Театра начинает обособленную жизнь под «псевдонимом» «Сцена-молот» — эта структура была создана как площадка для экспериментов, как лаборатория для освоения современной драматургии, художественным руководителем «Сцены-молот» стал московский театральный продюсер Эдуард Бояков. В 2010-м он запускает на площадках Театра-Театра два фестиваля: «Большую перемену» (показ лучших детских спектаклей России и зарубежья) и Международный фестиваль театра и кино о современности «Текстура».
Пермский Театр-Театр — неоднократный участник фестиваля и лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска». В апреле 2013-го его художественный руководитель Борис Мильграм получил «Маску» в секции «Оперетта и мюзикл» за постановку спектакля «Алые паруса».
Источник: