Древние фрески из затопленного монастыря в Калязине, фотографии «старой» Москвы начала XX века Наума Грановского, а также впервые в России — произведения современного китайского художника Чжана Хуаня. «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспозициях сентября в Москве и Санкт-Петербурге.
Москва: выставка «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан»
19.08.2020 — 01.11.2020
Выставку в Новой Третьяковке посвятили 100-летнему юбилею со дня образования Республики Татарстан. Из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан сюда привезут 48 картин художников русского модерна и авангарда. Последний раз такой крупный показ живописных полотен состоялся в 2005 году во время федерального выставочного проекта «Золотая карта России».
Из коллекции казанского музея в галерее можно будет увидеть работы Николая Рериха и Петра Кончаловского, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, а также произведения малоизвестных авторов — Михаила Ле-Дантю, Бориса Такке и Магды Нахман. Среди редких экспонатов выставки — ретроспективный портрет «Маркиза» Александра Головина — для него позировала одна из работниц Мариинского театра, — и картина «Утренний чай» Игоря Грабаря, которую он написал в имении своего друга, художника Николая Мещерина.
Подробнее о выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан».
Москва: выставка «Москва Наума Грановского 1920–1980»
04.09.2020 — 31.10.2020
Центр фотографии им. братьев Люмьер и культурный фонд Still Art подготовили ретроспективную выставку работ советского фотографа Наума Грановского к 110-летию со дня его рождения. Современники называли Грановского «московским летописцем» и «главным архитектурным фотографом СССР». Больше 50 лет в объективе фотографа были знаковые места столицы, некоторых из них уже нет — гостиницы «Интурист» и «Россия», бассейна «Москва», колеса обозрения в парке Горького.
В двух залах центра разместят известные снимки Москвы начала XX века и сталинского периода, а также редкие кадры, которые Грановский сделал в эпоху советского модернизма, всего более 100 работ. Посетители увидят, как менялся столичный облик и развивалась советская архитектура с 1920-х по 1980-е годы. В день открытия выставки организаторы также запустят сайт фонда имени фотографа и представят полную монографию «Наум Грановский. 1920–1980», куда вошли 250 снимков автора.
Подробнее о выставке «Москва Наума Грановского 1920–1980».
Москва: выставка «Летний день в горном павильоне»
09.09.2020 — 04.10.2020
При поддержке Китайского культурного центра в Москве в рамках IV Фестиваля китайской живописи гунби в Государственном музее искусства народов Востока пройдет выставка работ, созданных в этом древнейшем стиле. Он появился во II веке до нашей эры. «Гунби» с китайского языка переводится как «тщательная, или прилежная, кисть». Для этого стиля изображения характерны внимание к деталям и декоративность.
В экспозицию войдут более 100 экспонатов, 90 из которых — это картины и свитки современных художников из России и Китая, выполненные в популярных восточных техниках могуфа и шань шуй, — это традиционные китайские пейзажные композиции. А еще в музее можно будет увидеть расписанные вручную шелковые веера. В рамках самого фестиваля проведут лекции и мастер-классы известного китайского художника Ту Чжуня.
Подробнее о выставке «Летний день в горном павильоне».
Москва: выставка «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь»
10.09.2020 — 10.01.2021
Музей русского импрессионизма приглашает на выставку работ художника и графика Сергея Виноградова. В нее войдут более 60 произведений автора, собранных из частных коллекций и музеев всей страны, среди которых — «У К. А. Коровина», «Играет. 1914», «Дом в Ясной Поляне со стороны террасы». А еще впервые за долгое время российские зрители увидят работы Виноградова из Прибалтики, куда он переехал в 1924 году. Экспозицию дополнят воспоминания живописца и его фотографии, которые еще нигде не публиковали.
В истории отечественного искусства Сергей Виноградов известен как один из организаторов и участников «Союза русских художников» — творческого объединения начала XX века, а также первой Выставки русского искусства, которая прошла в 1924 году в Америке. Он создавал живописные полотна и был профессиональным арт-консультантом: именно Виноградов обратил внимание братьев Морозовых на коллекционирование зарубежных мастеров: Поля Сезанна и Огюста Ренуара, Клода Моне и Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других.
Подробнее о выставке «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь».
Москва: выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря»
с 11.09.2020 — постоянная
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева откроет новую, постоянную экспозицию, посвященную истории разрушенного Троицкого Макарьева монастыря и реставрации редкой настенной живописи. Спустя 80 лет зрители впервые смогут увидеть фрески, которые еще в 1650-е годы создали царские иконописцы — авторы работ начала XVII века в Московском Кремле и Звенигороде. Настенные изображения, которым больше 350 лет, воспроизводят ветхозаветные сюжеты, сцены из циклов об Иисусе Христе, рождении Богородицы.
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине был одним из самых богатых и почитаемых в стране. В 1434 году его основал святой Русской церкви Макарий Калязинский. В разные годы сюда приезжали цари Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович. В 1940 году при создании Угличского водохранилища монастырский ансамбль ушел под воду, однако фрагменты настенной живописи спасли участники экспедиции Академии архитектуры.
Подробнее о выставке «Калязин. Фрески затопленного монастыря».
Москва: 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»
11.09.2020 — 17.01.2021
Музей современного искусства «Гараж» представляет второй выпуск проекта в области поддержки отечественных художников. В этом году организаторы триеннале-2020 сделали упор на развитии взаимоотношений с другими регионами страны, чтобы устраивать свои события или спецпроекты «на местах». Название выставки позаимствовано у книги математика Романа Михайлова, которую он создал на кодовом языке.
Номинантов для триеннале-2020 рекомендовали участники прошлого года. Однако они должны были не только выбрать других художников, но и помогать им в создании работ — написать текст, взять интервью и так далее. Кураторов триеннале вдохновила книга британского социолога Джона Ло «После метода: беспорядок и социальная наука». В своей работе вместо стройных моделей и классификаций общества профессор предложил «метод-сборку», в которой классы компонуются с религиозными сообществами, субкультуры — с картинами мира и так далее.
Подробнее о 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей».
Санкт-Петербург: выставка «Чжан Хуань. В пепле истории»
09.09.2020 — 08.11.2020
Впервые в России пройдет персональная выставка одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня. Она расположится в Николаевском зале Государственного Эрмитажа. В экспозицию войдут художественные произведения в разных техниках — от живописи храмовым пеплом до шелкографии. Здесь также можно будет познакомиться с его двумя композициями из серии «Любовь», выполненными в самоизоляции, и с 30 работами, на которые Хуаня вдохновило посещение Санкт-Петербурга.
В современном китайском искусстве Чжань Хуань — один из главных художников. В начале 1990-х годов он устраивал перформансы, а позже создавал произведения станковой живописи и скульптуру — ему принадлежит гигантский монумент «Три головы, шесть рук», установленный в Гонконге. С середины 2000-х годов Хуань использует пепел, оставшийся от благовоний из буддийских храмов. С его помощью он написал 40-метровый групповой портрет Коммунистической партии КНР.
Подробнее о выставке «Чжан Хуань. В пепле истории».
Санкт-Петербург: выставка «Lk 15, 11 — 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров»
15.09.2020 — 01.11.2020
Государственный Эрмитаж подготовил проект «Lk 15, 11 — 32», в который вошли видеопроизведения, скульптура, живопись и музыка. Специально для него режиссер Александр Сокуров создал мультимедийную инсталляцию, на которую его вдохновила картина «Возвращение блудного сына» голландского художника XVII века Рембрандта из коллекции музея. Выставка основана на художественной концепции экспозиции в павильоне России, которая прошла на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году.
Внутри инсталляции посетители встретятся со скульптурными воплощениями главных героев рембрандтовского полотна — отцом и сыном, а также перенесутся в мастерскую художника, где увидят авторские видеопроизведения Сокурова. Режиссер построил такое пространство, благодаря которому можно переосмыслить сюжет — притчу Иисуса Христа об отцовской любви и всепрощении из 15-й главы Евангелия от Луки.
Подробнее о выставке «Lk 15, 11 — 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Обзор составлен по материалам «PRO.Культура.РФ» (ранее — АИС ЕИПСК).
Источник: