Автор: Патимат Ибрагимова
В сентябре 2021 года было заявлено об увеличении окладов педагогов Дагестана на 23% (примерно на 3 тысячи рублей). В бюджет РД были заложены соответствующие средства, а глава республики призывал муниципалитеты принимать необходимые для повышения окладов меры и нормативные акты. Несмотря на такой уровень контроля, вопрос с выплатами педагогам зарплаты с учётом повышения окладов в некоторых муниципалитетах остаётся открытым до сих пор…
Хотим, но…
Изначально в соответствии с постановлением Правительства РД от 30.07.2021 г. №195 повышение окладов распространялось только на учреждения, находящиеся в введении Минобрнауки РД. Муниципалитетам, так как основное количество школ республики находятся на их балансе, было рекомендовано принять аналогичные акты. В целом на повышение окладов педагогам общеобразовательных организаций из республиканского бюджета было выделено 578,3 млн рублей.
Ещё в октябре 2021 года глава РД Сергей Меликов призвал муниципалитеты в кратчайшие сроки решить вопрос с принятием нормативных актов по поднятию окладов, указав, что все средства для этого предусмотрены.
По информации Минобрнауки, соответствующие нормативно-правовые акты не приняты в трёх муниципальных образованиях республики. Но об этом в муниципалитетах сообщили «устно». Это Гунибский и Акушинский районы, а также Буйнакск. Ранее министерство указывало, что акты не были приняты «в связи с рисками дефицита средств на выплату зарплаты».
Гунибский район готов в ближайшее время принять соответствующий акт и уже подготовил его, отмечают в министерстве. По остальным двум информации пока нет. В администрации Буйнакска сообщили «ЧК», что акт район примет до 20 марта. Также было отмечено, что перерасчёт зарплат с учётом повышения будет произведён с января 2022 года.
Сумма задолженности перед педагогами по зарплате за 2021 год составила около 142 млн рублей в 19 муниципальных образованиях. Минобрнауки указывает, что «сейчас задолженность по заработной плате за декабрь 2021 года полностью погашена за счёт средств, предусмотренных на 2022 год». Там же отмечено, что были задержки с поступлением финансирования.
Что касается выплат за январь и февраль, в министерстве указывают, что все средства были своевременно направлены и доведены до учреждений. «Может быть, в каких-то школах, каких-то населенных пунктах задержка из-за их каких-то внутренних причин», – говорит сотрудник Минобрнауки РД.
В «ЧК» также поступали сообщения о том, что окладная часть заработной платы для педагогов повысилась за счёт уменьшения размера стимулирующих выплат, как это было в одной из школ Махачкалы.
Хотели как лучше
Редакция поинтересовалась непосредственно у преподавателей насчёт изменений ситуации с окладами.
«У меня нет стимулирующих, поэтому всё хорошо. А вот те, кто получал, да, они плачут», – сказал учитель махачкалинской школы.
«Оклад подняли на 15–20% всем, но в итоге я потерял около 3 тысяч из-за уменьшения допвыплат. Это коснулось не только меня: учителя с хорошими показателями оказались в проигрыше», – говорит другой учитель столичной школы.
Поступила также информация об уменьшении выплат молодым преподавателям.
«Было 50%, стало 25% от зарплаты, которую ты получал», – рассказал учитель из акушинской школы.
То же самое сообщают и молодые учителя из школ Буйнакского района. Объясняется это также поднятой ставкой оклада.
Структура оплаты труда педагога состоит из оклада, стимулирующих и региональных надбавок. Большая часть дохода учителя состоит не из оклада, по словам одного из преподавателей, а в виде дополнительных выплат. Их преподаватель получает за эффективную работу.
Что же касается регулирования объёма допвыплат, этим может заниматься непосредственно образовательное учреждение, либо создаётся комиссия с присутствием представителей муниципалитета и руководства школ. Дополнительные выплаты не носят гарантированный характер.
В министерстве рассказали, что средства в школы поступают одной суммой, без разделения на базовые оклады и стимулирующие выплаты. Сейчас проводится процедура определения «сверхнормативной штатной численности» по поручению правительства. Производится это, указывают в министерстве, путём «инвентаризации штатного расписания».
Об излишнем количестве в муниципальных образовательных учреждениях работников обслуживающего персонала заявлял первый вице-премьер (на тот период врио министра финансов) Руслан Алиев на совещании с Меликовым в январе 2022 года.
То есть решить вопрос с поднятием окладов для педагогов предполагается за счёт уменьшения «сверхнормативного» количества сотрудников, в частности обслуживающего персонала. К ним относятся: лаборанты, медики, повара, водители, библиотекари, секретари и технический персонал.
Напомним, что согласно «майским указам», учителя входят в категорию бюджетников, чья заработная плата должна быть поднята до 100% от средних трудовых доходов по региону. ]§[
Источник: