Сергей Жук: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Сергей Жук: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Сергей Яковлевич Жук — один из самых известных инженеров гидротехнического строительства. Он был в числе руководителей крупнейших «строек коммунизма». Сергею Яковлевичу при жизни присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Детство, юность

Сергей Яковлевич Жук родился 23 марта 1892 в Киеве. В родном городе он закончил вторую городскую гимназию, а после смерти отца учился в Орловском кадетском корпусе. Детство Сергея Яковлевича было трудным. Он тянулся к знаниям и понимал, что только хорошее образование поможет ему добиться чего-то в жизни. 

После кадетского корпуса Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, а уже через год перевелся в Петроградский институт инженеров путей сообщения. С приходом Первой мировой войны Сергея Яковлевича перевели в военный институт в связи в нехваткой офицеров. В 1916 году он окончил учебу в военном заведении, а затем успешно закончил и Петроградский институт в 1917 году. 

Жук принимал участие в Гражданской войне. Начинал воевать он на стороне Белой армии, но после пребывания в плену попал под влияние агитаторов и перешел на сторону Красной армии. 

Карьера

После окончания войны Жук преподавал в военной школе имени Каменова, а затем служил в артиллерийской и пехотной школах. В 1931 году Сергей Яковлевич работал инженером, после чего был переведен на государственную службу. Жук отличался твердым характером, требовательностью к себе и подчиненным. Люди, работавшие с ним, говорили о его жесткости и беспринципности. Но Сергей Яковлевич был отличным специалистом, а личные качества были дополнительным плюсом в некоторых ситуациях. Карьера его стремительно развивалась. 

Сергей Жук: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Высокое начальство разглядело в Сергее Яковлевиче огромный потенциал и он был отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. Там он быстро дорос до заместителя главного инженера. Жук руководил проектированием гидротехнических сооружений, которые были возведены на трассе канала. В августе 1933 года его наградили орденом Ленина. Солженицын в своих трудах «Архипелаг ГУЛАГ» назвал инженера «главным надсмотрщиком Беломора» и обвинил в гибели большого количества людей. Это заявление оспаривалось, но писатель отказался обсуждать эту тему, оставшись при своем мнении. 

После окончания строительства Беломоро-Балтийского канала Жук был командирован к месту строительства Москва-Волга. Его назначили заместителем главного инженера проекта, а затем повысили до главного инженера. В 1937 году данный объект был сдан в эксплуатацию и Сергею Яковлевичу за особые заслуги подарили автомобиль ЗиС. В то время он был на очень хорошем счету у высшего руководства страны. Его уважали и ценили как специалиста. 

Следующими проектами, в которых Жук принимал непосредственно участие и руководил их строительством, стали:

  • Куйбышевский гидроузел;
  • ГЭС на Самарской Луке;
  • Цимлянская ГЭС. 

Строительство Куйбышевского узла имело огромное экономическое значение для страны. Макет и проекты сооружения были представлены на выставке в Нью-Йорке. Но при его возведении пришлось столкнуться с множеством трудностей. Проблемы появлялись как на стадии подготовки, так и при в процессе стройки. Согласования проводились медленно, рабочей силы не хватало, но при этом на стройке нередко были простои, что сопровождалось большими финансовыми потерями. 

Сергей Жук: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Первый секретарь Куйбышевского обкома Игнатов написал на имя высших руководителей письмо, в котором изложил все проблемы, возникшие во время строительства. Игнатов заявил, что причиной медленного возведения гидроузла является то, что главный инженер почти не бывает на месте, много времени проводит в Москве, а свою работу поручает людям, не компетентным в данном вопросе. 

После получения такого докладного письма Сергею Яковлевичу был сделан строгий выговор, но от строительства его не отстранили, а только перевели на должность помощника главного инженера. Спустя некоторое время стало понятно, что с новым руководителем дела идут еще хуже. Были учтены все ошибки, устранены организационные моменты, касающиеся согласований, и после того, как Жук был снова назначен главным инженером, гидроузел достроили в рекордные сроки. 

Сергей Яковлевич Жук был удостоен ряда государственных наград и медалей:

  • Герой Социалистического Труда (1952 год);
  • Сталинская премия второй степени (1950 год);
  • Сталинская премия первой степени (1952 год);
  • орден Красного знамени (1951 год).

Инженеру 3 раза вручали орден Ленина. В 1948 году он был признан заслуженным работником МВД СССР. В 1942-1957 годах Жук был директором института «Гидропроект». Он стал одним из инициаторов знаменитого проекта поворота сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. В 1943 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технических войск. В 1953 году гидротехник стал академиком АН СССР. 1 марта 1957 года Сергей Яковлевич умер. Его тело было кремировано, а урна с прахом помещена в Кремлевскую стену. 

Личная жизнь и память

О личной жизни Сергея Яковлевича мало что известно. Он был женат и в браке родилось двое детей. Дети впоследствии тоже стали инженерами. В честь него после его смерти был назван теплоход «С.Я.Жук», портом приписки которого стал Днепродзержинск. С 1957 года научный институт «Гидропроект» носит имя великого гидротехника. В городе Балаково Саратовской области есть улица, названная в честь академика Жука. 

Источник: justlady.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий