5 художников, которые вышли из крепостных — ochenvkusnyerecepty.ru

В каком возрасте получил вольную Василий Тропинин, за что Ореста Кипренского обвиняли в мошенничестве и как Алексей Венецианов помогал талантливым художникам в собственной школе? Читайте истории известных российских художников, которые родились крепостными.

Василий Тропинин

Василий Тропинин. Кружевница (фрагмент). 1823. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВасилий Тропинин. Автопортрет (фрагмент). 1844. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, МоскваВасилий Тропинин. Старик, обстругивающий костыль (фрагмент). 1830-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Известный московский портретист Василий Тропинин был крепостным графа Маркова. Еще мальчишкой в перерывах от работы он срисовывал лубочные картинки и создавал ваксой портреты на стенах. Но граф решил, что будет практичнее обучить крепостного кондитерскому делу. Все же через год родные уговорили его отправить Тропинина в Академию художеств. Молодой художник жил на квартире своего учителя Степана Щукина, посещал самые известные мастерские и дважды занимал первые места в академических конкурсах. Однако через пять лет Марков приказал Тропинину ехать с ним в новые украинские владения, чтобы проектировать и расписывать церковь в Кукавке. Параллельно художник писал портреты местных стариков и темноглазых крестьянок и, по его словам, получил еще больше опыта, чем в Академии.

После войны 1812 года граф переехал в Москву, а вместе с ним и Василий Тропинин. Он был уже востребованным художником, но продолжал расписывать кареты, печь пирожные и прислуживать за барским столом. Однажды иностранный поклонник Тропинина приехал в дом Маркова и попросил провести его в мастерскую художника. Они долго разговаривали, а за обедом гость предложил лакею-Тропинину сесть за стол — вся семья была в растерянности. С тех пор художника освободили от этой работы, но вольную он получил только в 47 лет, и то под давлением друзей графа. Тропинин поселился неподалеку от своего бывшего хозяина и прославился целой галереей уютных «халатных портретов»: писал состоятельных людей в домашней одежде.

Николай Аргунов

Николай Аргунов. Портрет Николая Шереметева (фрагмент). 1800-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургНиколай Аргунов. Автопортрет (фрагмент). 1810-е. Государственная Третьяковская галерея, МоскваНиколай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Шлыковой-Гранатовой (фрагмент). 1789. Музей-усадьба Кусково, Москва

Портретист Николай Аргунов родился в 1770 году в семье крепостных художников и архитекторов, которые принадлежали графам Шереметевым. С ранних лет он учился живописи у отца — Иван Аргунов и основал эту культурную династию. В 18 лет молодой художник уже написал портрет балерины Татьяны Шлыковой-Гранатовой, она тоже была крепостной Шереметевых. В 1793 году Аргунов продолжил обучение в Петербурге, а в 1800-х уже оформлял картинами имения Шереметевых: дворец в подмосковном Останкино, Странноприимный дом в Москве, Фонтанный дом в Петербурге и дачу Ульянку.

Николай Шереметев был женат на бывшей крепостной певице Прасковье Жемчуговой и, возможно, поэтому завещал вольную всем своим крестьянам. В 45 лет Аргунов получил свободу, а через три года стал преподавателем Академии художеств. Его учениками были художники Иван Мельников, Михаил Зацепин и Петр Поздеев. В своих портретах Аргунов развивал реалистические тенденции: писал своих героев правдиво, без украшательств, использовал спокойные цвета и старался передавать характер.

Орест Кипренский

Орест Кипренский, Портрет отца, Адама Швальбе (фрагмент). 1804. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургОрест Кипренский. Автопортрет (фрагмент). 1828. Государственная Третьяковская галерея, МоскваОрест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Автор самого известного портрета Пушкина, Орест Кипренский, был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крестьянки Анны Гавриловой. Дьяконов выдал ее за своего крепостного Адама Швальбе — он и стал названым отцом будущего художника. Фамилию, как и полагалась незаконнорожденным, дали случайную: Кипренский — от Копорья, где его крестили. Однажды Швальбе увидел, как искусно шестилетний мальчик срисовывает картины, которые были видны через окна дворцов Ораниенбаума. Отчим показал работы Дьяконову — тот и устроил сына в Воспитательное училище при Академии художеств. Тогда же Орест Кипренский получил от отца вольную.

В 1803 году он окончил Академию по классу исторической живописи, однако конкурс на пенсионерскую поездку — изучать искусство в Европе — не выиграл. Спустя год художник представил свой первый портрет: изображение Адама Швальбе он назвал «Портрет отца». Вскоре он стал популярным портретистом и начал получать много заказов.

В 1816 году Кипренский отправился в Германию благодаря помощи императрицы Елизаветы Алексеевны, а потом остановился в Италии. Там живописец изучал искусство Античности и Ренессанса, совершенствовался в мастерстве и первым из русских живописцев получил предложение написать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

Читайте также:

    От Энгра до Мунка: 5 экспонатов Пушкинского музея и их историяФрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет5 известных портретов из Краснодарского музея им. Ф.А. Коваленко

Спустя шесть лет художника обвинили в убийстве натурщицы — ему пришлось уехать на родину. Истинного преступника нашли и судили, но репутация Кипренского сильно пострадала. И все-таки через шесть лет он вернулся в Италию навсегда. В 1831 году на выставке в Неаполе Кипренский представил «Портрет отца». Академики обвинили художника в мошенничестве: они были уверены, что картину не мог написать русский художник XIX века. «Отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — Альбертини», — писал Кипренский.

Григорий Сорока

Григорий Сорока. Автопортрет (фрагмент). Вторая половина 1840-х – начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургГригорий Сорока. Вид озера Молдино в имении Н.П. Милюкова Островки (фрагмент). Конец 1840-х – начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургГригорий Сорока. Портрет Алексея Венецианова. (фрагмент). Конец 1840-х – начало 1850-х. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник Григорий Сорока родился крепостным Николая Милюкова в имении Островки. В 1842 году именитый живописец Алексей Венецианов увидел его рисунки и предложил давать уроки в своей школе. Она находилась недалеко, в поместье Сафонково. Венецианов приглашал туда крепостных художников и учил их писать портреты, интерьеры и пейзажи с натуры. Для многих учеников он потом добивался свободы.

Уже через три года Сорока изучил основы перспективы и светотени, стал хорошим колористом и начал писать пейзажи. Венецианов пытался получить для него вольную и отправить в Академию художеств, но Милюков был категорически против. В 1847 году, после смерти учителя, художник вернулся в Островки и писал иконы для церквей в местной деревне Покровское. Там же Сорока продолжил дело Венецианова и создал художественную школу для крепостных детей. Однако смириться со своим положением живописцу было трудно. В 1861 году вместе со всеми крестьянами он получил долгожданную свободу, но был не согласен с условиями выкупа и написал жалобу Александру II. За это Милюков приказал выпороть Сороку — живописец не смог стерпеть несправедливость и повесился.

Другим крепостным ученикам Венецианова, Александру Алексееву и Федору Славянскому, все-таки удалось обрести свободу и поступить в Академию. Там Алексеев получил аттестат свободного художника и потом учил рисованию в провинциальных гимназиях Псковской, Архангельской и Олонецкой губерний, а Славянский стал академиком и преподавал в Лесном и Межевом институтах, а затем в Василеостровской и Петровской женских гимназиях в Петербурге.

Тарас Шевченко

Тарас Шевченко. Пожар в степи (фрагмент). 1848. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, УкраинаТарас Шевченко. Автопортрет (фрагмент). 1840. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, УкраинаТарас Шевченко. Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова. (фрагмент). 1840. Государственный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина

Один из первых российских реалистов Тарас Шевченко родился в 1814 году в семье крепостных в Малороссии и еще мальчишкой полюбил рисовать. Помещик Павел Энгельгардт решил дать ему художественное образование. Сначала в Вильно у известнейшего литовского живописца Яна Рустема, а затем — в артели художника Василия Ширяева в Санкт-Петербурге. Но окончательно судьбу юноши изменила встреча с Карлом Брюлловым: знаменитый художник решил помочь Тарасу Шевченко получить вольную. Однако Энгельгардт потребовал большую сумму — две с половиной тысячи рублей ассигнациями. Брюллов написал портрет поэта Василия Жуковского и разыграл его на аукционе, но этих денег было недостаточно. Из личных средств за Шевченко заплатили Жуковский, Брюллов, Венецианов, граф Михаил Виельгорский, а также императрица Александра Федоровна.

Освобожденный художник поселился на Васильевском острове: писал портреты известных людей и посещал классы Брюллова в Академии художеств. Там его прозвали «русским Рембрандтом»: неправильные пересекающиеся штрихи в картинах Шевченко напоминали технику великого голландца. В 1840-е живописец путешествовал по родине и писал любимые украинские пейзажи: леса, травяные луга и тихие реки, — причем не только маслом, акварелью, карандашом, но и в редкой тогда технике офорт. Его считают первым русским офортистом.

Шевченко был не только художником, но и поэтом. В 1846 году он стал членом Кирилло-Мефодиевского братства. Тайная политическая организация хотела отменить крепостное право в Российской империи и создать славянскую демократическую республику. В 1847 году всех членов общества арестовали. Во время обыска у Шевченко нашли антикрепостническую поэму «Сон» и оправили на 11 лет в ссылку строгого солдатского режима под Оренбург. Но ему повезло и тут: исследователь Алексей Бутаков взял художника в экспедицию по изучению Аральского моря, где Шевченко сделал более 350 акварельных зарисовок.

Автор: Дарья Мартыненко

Источник: culture.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий