5 скандальных премьер, которые позднее стали классикой — ochenvkusnyerecepty.ru

Далековато не все произведения, которые сейчас мы воспринимаем как бесспорные шедевры, в свое время благорасположенно встречала публика. Часто создатели были новаторами и не находили осознания посреди современников, бывало, что допускали роковые ошибки, когда выбирали исполнителей и постановщиков, а время от времени в процесс просто вмешивался вариант. О том, как переживали беды Николай Гоголь, Петр Чайковский, Миша Глинка, Антон Чехов и Игорь Стравинский, рассказываем в нашем материале.

Несостоявшаяся «Свадьба»

Афиша первого представления «Свадьбы» и «Игроков» Николая Гоголя на сцене Столичного Огромного театра. 5 февраля 1843. Муниципальный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, МоскваКонстантин Савицкий. Иллюстрация к пьесе Николая Гоголя «Свадьба». Изображение: alanschool.ruВалерий Левенталь. Эскиз декорации к спектаклю Анатолия Эфроса «Свадьба» (фрагмент). Муниципальный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

«Провинциальный жених», «Женихи», «Свадьба» — все это версии наименования известной пьесы Николая Гоголя. Сейчас ее нередко ставят в театрах по всей Рф, но 1-ое знакомство произведения с публикой навряд ли можно именовать удачным.

Рождалась пьеса мучительно: с того момента, как писатель начал работать над текстом, до публикации прошло практически 10 лет. Гоголь то брался его переписывать, то терял энтузиазм к произведению, а то и совсем горел желанием все убить. И все таки в 1841 году он окончил пьесу. Через год была намечена премьера в петербургском Александринском театре.

Из-за наименования публика ожидала в конце спектакля женитьбу и счастливую концовку. А увидела только то, как незадачливый жених удирает в окно. Этого писателю не простили: зрители отметили постановку только скудными хлопками, а критики окрестили «шалостью огромного таланта».

«Театр был полон. В продолжение пиесы было несколько взрывов смеха. К концу, который на сцене выходит как-то не совершенно эффектен, сделалось тише, и, когда занавес опустили, раздалось шиканье»«Литературная газета»

Неодобрительный тон «Литературной газеты» схватили и остальные издания. Издания «Северная пчела» и «Репертуар и пантеон» писали, что нравы героев не проработаны, а в сюжете нет ни завязки с развязкой, ни острот, ни правдоподобия. К пятому показу, правда, спектакль уже воспринимали, по словам поэта Николая Прокоповича, с единодушным экстазом, но постановка в репертуаре все-же не задержалась.

Сам создатель замечания критики принял тихо и самокритично: «Толки о «Женитьбе» и «Игроках» совсем верны, и публика показала тут чутье».

Больше для театра Гоголь не писал.

ЖенитьбаДрама2010138 минКоляда-ТеатрЖенитьбаКомедия2012122 минЛенкомЖенитьбаКомедия2013164 минТеатр им. Маяковского. Основная и Малая сцены

Страсти по Глинке

Нотки к опере Миши Глинки «Руслан и Людмила». 2-ая половина XIX века. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург Сцена из оперы Самуила Самосуда и Ростислава Захарова «Руслан и Людмила». 1937. Муниципальный академический Большенный театр Рф, Москва. Фото: Александр Родченко / Мультимедиа Арт музей, МоскваЕвгений Пономарев. Эскиз костюмчика Людмилы из оперы Миши Глинки «Руслан и Людмила». 1885. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Премьера «Руслана и Людмилы» была приурочена к шестилетней годовщине постановки первой оперы Миши Глинки — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Она прошла на той же сцене Огромного театра в Санкт-Петербурге и в ту же дату. Автор был общепризнанным мастером, и новое его произведение ожидали с нетерпением. Глинка чуть успел окончить оперу: так стремительно и охотно ее приняли к постановке.

Но на премьере удачно прошло только 1-ое действие. Исполнительница партии Ратмира Анна Петрова-Воробьева захворала, и заместо нее выступила юная солистка-однофамилица Анфиса Петрова, которая к спектаклю приготовиться не успела. Эпизод с Головой во 2-м действии привел зрителей в недоумение: «В ней посиживает целый хор и ревет из нее, как стадо быков». К четвертому акту зрители и совсем утомились. Правитель Николай Павлович и вся его семья не дождались окончания оперы, а в конце раздались не только лишь рукоплескания, да и шиканье. Рассеянный автор не знал, стоит выходить на поклон. Генерал Дубельт, сидевший с ним в одной ложе, развеял сомнения: «Иди, Христос мучился наиболее тебя».

Публика называла оперу многострадальной, критики винили в том, что ей не хватает драматического деяния. И только немногие оценили новейший жанр, который Николай Римский-Корсаков позднее именовал эпической оперой. Сейчас «Руслан и Людмила» — классика музыкального театра. Лишь на сцене Огромного театра ее исполняли около 700 раз.

Читайте также:

    Анна Чиповская: «Я не думаю, что бывают безупречные зрители»Андрей Могучий: «Я издавна не стал быть зрителем»Тест: помните ли вы чеховские пьесы?

Зазорный балет Чайковского

Афиша балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Огромного театра. 1877. Изображение: old.balletacademy.ruНина Тимофеева в роли Одиллии в спектакле Асафа Мессерера и Александра Радунского «Лебединое озеро». 1960-е. Муниципальный академический Большенный театр Рф, Москва. Фото: Евгений Умнов / Мультимедиа арт музей, МоскваЕвгений Пономарев. Эскиз костюмчика Одиллии из балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1895. Санкт-Петербургская муниципальная театральная библиотека, Санкт-Петербург«По приглашению Столичной дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд частично ради средств, в каких нуждаюсь, частично поэтому, что мне издавна хотелось испытать себя в этом роде музыки»Петр Чайковский, письмо Николаю Римскому-Корсакову

Ранее «суровые» композиторы не писали музыку к балетам, кроме Адольфа Адана и Лео Делиба. Но Чайковский трепетно отнесся к собственному первому произведению в этом жанре. Автор кропотливо изучал индивидуальности «музыки для танцев» и партитуры. Через год работы, в 1877 году, Чайковский окончил произведение и получил впечатляющий гонорар в 800 рублей, что было в два раза больше обыденного. В театре восторгались новеньким произведением.

Но не все артисты воспринимали экспериментальную, сложную для балета музыку. Танцовщица Лидия Гейтен, которую автор лицезрел в роли Одетты-Одиллии, отказалась от роли еще во время репетиций. Прима Столичной императорской труппы Анна Собещанская также предложение не приняла. В итоге пришлось срочно вводить Пелагею Карпакову, у которой уже было меньше времени на подготовку. С балетмейстером тоже появились трудности. Премьер Арнольд Гиллерт боялся малеханького сбора и поэтому ставить «Лебединое озеро» отказался. Пришлось пригласить Вацлава Рейзингера, чьи прошлые работы в Большенном театре постоянно проваливались. «Лебединое озеро» не сделалось исключением. Опосля премьеры «Санкт-Петербургские ведомости» писали:

«Странноватое скопление на сцене дам различного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмчиках с перьями, напрасно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей. К радости публики, в конце спектакля вся эта разномастная птичья свора утонула в озере вкупе с германским царевичем Зигфридом, бросившимся вослед за ними в воду»

Но спектакль вошел в репертуар: за два года спектакль проявили 27 раз и только опосля этого сняли. И все таки в 1895 году «Лебединое озеро» вновь возникло на театральной сцене, уже в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Эта версия имела фуррор и позднее стала эмблемой российского балета. Но Петр Чайковский о этом так и не вызнал: «Незапятнанная дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу».

Лебединое озеро1983115 минБольшой театрВечер одноактных балетов. «Лебединое озеро». «Ромео и…199090 минБольшой театр

«Чайка» и бегство Чехова из театра

Антон Чехов, обстреливаемый критиками. Насмешка из журнальчика «Осколки». Октябрь 1896. Изображение: apchekhov.ruЧтение Антоном Чеховым (в центре) пьесы «Чайка» артистам Столичного Художественно-общедоступного театра. 1898–1899. Москва. Фото: Петр Павлов / Альянс фотохудожников РоссииМария Роксанова в роли Нины и Константин Станиславский в роли Тригорина в спектакле Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко «Чайка». 1898. Художественно-общедоступный театр, Москва. Фото: snob.ru

«Комедия, три дамских роли, 6 мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много дискуссий о литературе, не достаточно деяния, 5 пудов любви», — так охарактеризовывал свою «Чайку» Антон Чехов Алексею Суворину. И отмечал, что она будет сотворена «вопреки всем правилам драматического искусства».

Премьера «Чайки» свершилась в октябре 1896 года в петербургском Александринском театре и прошла со скандалом. Публика глумливо смеялась над каждым движением артистов, а пьесу восприняла как сборник случайных анекдотов и экстравагантных трюков. Зрители переговаривались вместе через весь зал, так что исполнителей чуть было слышно за всем сиим шумом.

Константин Варламов, который играл Шамраева, не переставал креститься, а Комиссаржевскую, исполнявшую роль Нины Заречной, увели в уборную отпаивать валерьянкой. Сам создатель пьесы, когда зрители стали проявлять недовольство, покинул ложу, а потом ушел в кабинет режиссера. Позднее Чехов и совсем покинул театр и Петербург, ни с кем не простившись. В письме брату Мише он написал: «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском. В театре было тяжкое напряжение недоумения и позора. Актеры игрались скверно, тупо. Отсюда мораль: не следует писать пьес».

Через два года Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко поставили пьесу в Столичном художественном театре. И сейчас спектакль прошел с ошеломительным фуррором. «Чайка» стала одной из самых фаворитных пьес в мире — и не только лишь в театральном искусстве. К примеру, писатель Борис Акунин обрисовал варианты ее конца в одной из собственных книжек.

ЧайкаДрама1974167 минХудожественный академический театр им. ГорькогоЧайка. Реальная опереткаДрама2004135 минШкола современной пьесыБорис Акунин. ЧайкаКомедия2016155 минШкола современной пьесы

«Избиение весны» и полеты в космос

Валентина Гюго (Гросс). Наброски к балету Игоря Стравинского «Весна священная» (фрагмент). 1913. Иллюстрация из книжки Ричарда Бакла «Нижинский» Москва: издательство «КоЛибри» («Азбука-Аттикус»), 2016Сцена из балета Вацлава Нижинского «Весна священная». Иллюстрация из книжки Ричарда Бакла «Нижинский» Москва: издательство «КоЛибри» («Азбука-Аттикус»), 2016Николай Рерих. Эскиз костюмчика к балету Игоря Стравинского «Весна священная» (фрагмент). 1912. Муниципальный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва

Мысль «Священной весны» пришла Игорю Стравинскому нежданно. Как вспоминал автор, он вдруг представил священный языческий обряд: «Опытные старцы посиживают в кругу и наблюдают предсмертный танец девицы, которую они приносят в жертву богу весны, чтоб снискать его доброжелательность». Тема очень увлекла Стравинского, и он сходу же поведал о ней Николаю Рериху. Они начали вкупе работать над балетом. Балетмейстером стал Вацлав Нижинский, которого рекомендовал Сергей Дягилев. Стравинский был не в экстазе: его смущало, что у хореографа нет музыкального образования. Хотя они дружили и автор ценил Нижинского как танцовщика и актера.

Когда Нижинский готовил спектакль, у него спросили, что представляет собой его «Весна». «О, она для вас тоже не понравится, — дал ответ балетмейстер, показывая угловатые движения. — Там еще более подобного».

И вправду, почти всем не понравилось. На премьере в Париже в мае 1913 года зрители бунтовали. По словам поэта Жана Кокто, публика «смеялась, выла, свистела, хрюкала и блеяла». Позднее шум перебежал в рукопашную, и пришлось вызывать полицию. В этот вечер было арестовано практически 40 человек. Балет получил новое неформальное заглавие: из «Весны священной» («Le Sacre du printemps») он перевоплотился в «Избиение весны» («Le Massacre du printemps»).

Критика была бесчеловечна, но одна из статей завершалась весьма проницательно: «Автор написал партитуру, до которой мы дорастем лишь в 1940 году». Спектакль через пару лет стал собирать полные залы. Музыка из скандального балета через 30 лет вошла в мульт Уолта Диснея «Фантазия». А еще через 40 лет на борту аппарата «Вояджер-1» отправилась в путешествие «Золотая пластинка» с записями Баха, Моцарта, Бетховена и Стравинского.

Создатель: Валерия Черкасова

Источник: culture.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий