Современная литература: кандидаты в классики и одноразовые романы

Современная литература: кандидаты в классики и одноразовые романы

Начало 21 века – это не конец литературы. Книжные новинки по-прежнему в цене. Чтобы получить представление об основных тенденциях современной русской прозы, достаточно прочитать список бестселлеров у входа в книжный магазин. Но что же на самом деле интересует читателя?

Глобализация ведет свое наступление по всем фронтам современной культуры. Читатель начала двадцать первого века пожинает плоды интертекстуальности, серийного мышления и неомифологического сознания, под знаменем которых прошел век двадцатый.

Современная русская литература, несмотря на всю уникальность некоторых попыток (Т. Толстая, Н. Садур), продолжает существовать с оглядкой на Запад. Но Б. Акунину по-прежнему далеко до И. Пирса, а С. Минаеву – до Г. Миллера. Наши модные писатели застряли где-то на уровне Дэна Брауна и Брета И. Эллиса, будь это попытки донести до читательского сознания элементы восточной культуры (еще одна запоздалая реакция на западные тренды) или романы с претензией на поток сознания.

Наиболее популярные жанры книжных новинок:
— детективы (Д. Донцова, Т.Устинова, Е. Сартинов);
— любовные романы (А. Берсенева, Е. Вильмонт)
— фэнтези и фанфикшн (С. Лукьяненко, Ник. Перумов, К. Еськов);
Вне строгой жанровой принадлежности — нонконформисты (И. Яркевич, П. Санаев, М Уржаков).
Направления: реализм, псевдоромантизм, псевдореализм (метафизический реализм, мистический реализм, реализм пост-постмодернизма – терминов не счесть, как и авторов).

Читать современную литературу с точки зрения поиска смысла жизни, который открывается в понимании природы добра и зла, – занятие неблагодарное. С другой стороны, человеческая душа многогранна – и одним захватывающим сюжетом тоже сыта не будет. В итоге начинающие классики и маститые графоманы продолжают упражняться в описании небывалых потрясений для того, чтобы люди задумались о цели своего существования.

Все это — контаминация плутовского романа и социальной драмы. То есть построение захватывающего сюжета вкупе с поиском смысла жизни, как это было у Достоевского. Так что русская литература по-прежнему дидактична. Только время не ждет, и солидные некогда издания съеживаются до размера покетбука. Писатели в одночасье становятся классиками (В.Пелевин, Л.Улицкая, Вик. Ерофеев), «романы-однодневки» устаревают на следующей станции метро.

Читатель, как всегда, проголосует рублем. Возраст, общественное и материальное положение при выборе книжных новинок роли не играют. Его по–прежнему интересуют обычные люди, находящиеся в сложных обстоятельствах: Виола Тараканова, Вавилен Татарский и Антон Городецкий.

Источник: justlady.ru

Ещё похожие статьи

Добавить комментарий